УМК "Гармония": Русский язык. Методическая поддержка

Русский язык. Методическая поддержка.

Совет автора

В учебнике «К Тайнам нашего языка» работа по развитию речи организована не совсем так,  как сложилось в практике. 

Основу традиционного курса русского языка всегда составляли грамматико-орфографические темы, а развитие речи школьников преимущественно связыва­лось с проведением изложений и сочинений. Поэтому стало привычным, что освоение грамматико-орфографического материала эпизодически (примерно 1 раз в две недели) прерывается написанием изложений и сочинений. Регулярность проведения таких уроков обычно и проверяет администрация школ. Подобные про­верки приучили учителя в классном журнале ритмично (каждый 10-12-й урок) записывать (естественно, и проводить) урок развития речи.

Учебник «К тайнам нашего языка» нарушает сложившуюся традицию. Он ориентирует не на разрозненные уроки сочинений и изложений, а на их блоки, как правило, концентрируемые в конце изучения темы или раздела. За такой организацией работы стоят определённые методические решения. 
   
Уже давно стало понятным, что одни сочинения и изложения не принесут желаемого результата, если их не сделать элементами общей системы языковой и речевой работы. Именно такую систему взаимосвязанного обучения языку и речи и предлагает учебник «К тайнам нашего языка».
    
Если внимательно посмотреть задания и дидактический материал в большинстве грамматико-орфографических тем, то нетрудно заметить, что на этапе закрепления в учебнике, наряду с освоением пройденного материала, много внимания уделяется формированию различных речевых умений. Задолго до предстоящих изложений и сочинений учащиеся начинают накапливать тот речевой опыт, который ляжет в основу последующих творческих работ. Наблюдения за структурой определённых видов текстов, за использованием слов и построением предложений, открытие «секретов» писателей – вот та подготовка, без которой изложения и сочинения, речевые упражнения комплексного характера, не принесут желаемого результата.
    
Почему же всю работу по развитию речи сводить к изложениям и сочинениям? Почему именно их количеством определять объём речевой работы?!
  
Совет: если на грамматико-орфографическом уроке выполняются те или иные речевые упражнения, развивающие у детей чувство слова, формирующие у них речевые умения, помогающие ребятам накапливать опыт восприятия и создания высказываний, фиксируйте решение этих учебно-воспитательных задач в классном журнале. Рядом с основной темой урока указывайте и тот речевой вопрос, который находился в центре внимания.Можно даже ввести специальную помету «Р.Р», которая будет свидетельствовать о том, что на уроке проводилась работа по развитию речи учащихся.
Соловейчик М. С.

***

Планирование уроков русского языка по учебнику «К тайнам нашего языка» с 1-го по 4-й класс
(при пяти часах этого предмета в неделю)
см.: журнал «Начальная школа», 2005, №6
.

 
***

 

Спрашивайте - отвечаем

Как в 1-м классе исключить ошибки, типа «лэс», «йула» и т. п.? Не являются ли они следствием использования в учебнике транскрипции?
-
Нет, применение транскрипции на этом этапе лишь обнажило проблему, связанную с объективной трудностью нашего письма. До школы, в период обучения грамоте транскрипцию вводить нельзя, на уроках же русского языка её назначение - помочь ученику осмыслить правила графики, непростой в нашем языке процесс обозначения звуков буквами. Ошибки говорят о том, что на предыдущем этапе у ребёнка не сложилось разграничение понятий звук и буква. Нужно помочь ему повышением осознанности его действий. Пусть по ходу записи рассуждает: «слышу мягкий согласный, значит после него пишу...; слышу звуки [й'у] в начале слова - пишу ю». Постепенно такой осознанный «перевод» звуков в буквы даст свои результаты.

- В 3-м классе изучили падежи имён существительных. Названия падежей и вопросы учащиеся запомнили, но вот в тексте определяют часто неправильно. Что делать?
- Формирование любого умения предполагает систематическую работу над способом действия. Проверьте, приучены ли Ваши ученики выполнять всю необходимую последовательность действий (см. памятку в учебнике). Может быть, они не ищут «командующее» слово, а ставят вопрос «из воздуха»? Или просто пыта­ются определить «на глазок»? Мало научить чему-то, надо ещё и приучить к правильному способу действия. Сделайте обязательным полное комментирование-рассуждение: «командующее» слово- ...ставлю вопрос: ...
 
- Используя при письме памятку 4, дети подчёркивают неправильно написанную букву. При проверке не обращают на неё внимание, и ошибки остаются. Что делать?
Действия учащихся говорят о том, что орфографическая зоркость у них есть, но нет умения (и привычки) проверять решение. Нужно тренировать во всех действиях, которые нужны при проверке, в том числе и в повторном применении правила для выяснения, та ли буква выбрана.
 
- Мои дети перестали оставлять «окошки», и пошли ошибки. Как быть?
- Думаю, что надо вместе с учениками проанализировать ситуацию и помочь им самим убедиться в пользе «окошек». Мотивацией возврата к ним может быть ответ на вопрос: «Вы хотите писать без ошибок?»
 
- Разрешать ли ученикам оставлять «окошки» в словах на изученные правила? А если разрешать, то как оценивать работы?
- Рассмотрим отдельно обучающие работы и контрольные. Сначала об обучающих.
Ребенку для сознательного осуществления сложного орфографического действия нужно выполнить несколько обязательных операций:
обнаружить «опасное место»; осознать те варианты письма, из которых он выбирает, т. е. поставить перед собой орфографическую задачу; осуществить третий этап, решение осознанной им задачи.
О чем свидетельствует оставленное «окошко»? О том, что ученик, выполнив первые действия, не справился с третьим. Вы хотите, что­бы он написал наугад? Если нет, то разрешите ему открыто показать свое незнание. На этапе освоения орфографического правила, конечно, за оставленные «окошки» снижать отметку не следует. Иначе зачем же ученику демонстрировать неумение решить задачу?! «Выгоднее» это неумение скрыть и, может быть, случайно написать правильно.
Конечно, нельзя не учитывать, что появляются дети, которые начинают злоупотреблять приемом - зачем напрягаться, если можно просто оставить «окошко»? Таких учеников нужно взять на заметку и найти индивидуальные способы воздействия. (Например, одна учительница сказала ученику, что не будет проверять его работу, раз он не захотел трудиться. На этого ученика такая «угроза» подействовала.) Но учеников-хитрецов не надо путать с теми детьми, кто страдает заниженной самооценкой, - их, наоборот, нужно всячески поощрять и поддерживать.
 
В контрольных диктантах, а также на последующих этапах обучения общая установка классу такова: на месте освоенных орфограмм к моменту сдачи работы «окошек» быть не должно. Такое требование понятно: каждый ребенок специально учился способам решения орфографических задач.
Но представьте: кто-то из детей, не сумевших применить правило, но не пожелавших писать наугад, оставил несколько «окошек». Как быть?
 
Решение должно быть только персональным. С одной стороны, учитель имеет все основания для снижения отметки. Но с другой, необходимо помнить о принципе учёта индивидуальных особенностей ученика. Возможен вариант, когда, например, у кого-то из учащихся (проболевших, имеющих низкий уровень развития и об­щей подготовки по русскому языку и т. п.) «окошки» не будут учтены. В отдельных случаях это оправдано, так как способность сознательно уйти от ошибки - основа последующего роста, и для него нужно сохранять условия. Но ребятам с хитринкой, стремящимся с помощью «окошка» уйти от раздумий, от умственных усилий, отметку следует снижать. Помните: применение норм и инструкций должно сочетаться с учетом индивидуальных особенностей детей.
 
- Нужно ли, на ваш взгляд, снижать отметки за исправления, сделанные учеником в контрольном диктанте?
- Считаю, что такое снижение неправомерно. Одна из задач обучения - формирование самоконтроля, в том числе орфографического. Самостоятельно найденная и аккуратно исправленная ошибка - это достижение ребенка.
Однако следует говорить об индивидуализации обучения, в том числе и о личностно ориентированном выставлении отметки. Представьте ученика, который работает небрежно, торопливо. Вместо временно оставленного «окошка» (пока не подумает и не найдет решения) он пишет наугад, а потом кое-где спохватывается и исправляет, причем чаще всего тоже небрежно. Конечно, отметка может быть снижена, но не за исправления, а в целом за качество выполнения работы. Надо понимать, что в таком случае отметка используется как способ воспитательного воздействия на ученика.
 
- В методических рекомендациях к учебнику ничего не сказано о работе над орфографическими ошибками. Как вы советуете ее проводить?
- Вопрос о работе над ошибками напрямую связан со способами исправления ошибок учителем.
Наша исходная посылка такова: исправление ошибок в детских тетрадях - это не простая констатация факта «знает/не знает, умеет/не умеет», а один из элементов обучения, причём такой, который должен помогать каждому ученику совершенствовать его знания и умения.
Вот почему, как нам кажется, прежде всего надо подумать о способах исправления ошибок.
Конечно, в итоговых диктантах и контрольных заданиях на списывание можно пользоваться одним принятым способом: зачеркнуть неверное написание и исправить. Но пометки учителя даже в проверочных работах, а тем более в текущих, тренировочных, можно сделать более обучающими.
Попробуйте гибко выбирать способ показа ученику его ошибки. Не ограничивайтесь ее исправлением (хотя и оно возможно), а прибегайте к разнообразным приемам. Так, подчеркивайте букву, место в слове или все слово, где допущено нарушение, а может быть, отмечайте только строку, где надо искать ошибку.
 
Дополнительно на полях напишите правильную букву, приведите верную запись слова или назовите номер страницы, на которой сформулировано правило, дана рекомендация, приведено слово. Оставшуюся часть правки ученик должен будет выполнить самостоятельно.
В классе подсказкой может стать указанное на полях название той части речи, к которой относится слово, написанное с ошибкой. Выбор способа исправления и сделанной подсказки определяется рядом факторов: возможностями ученика, характером ошибки, моментом обучения и т.д. Помощь учителя должна быть адресована конкретному ребенку, учитывать его уровень и обеспечивать именно ему постепенное формирование необходимых умений.
































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































Не прохлопайте осуществимость снять хорошую индивидуалку. Всегда прекрасные индивидуалки из вашего двора гарантируют вам качественное интимное профобслуживание и частный доступ при занятии трахом. | Чувственные ласки обещаны, кто снимет услуги умелой шлюхой с интим сайта prostitutkikirovasexy.info. Для комфортного выбора клиентов в разделе есть индивидуальные фото и видосы индивидуалок. | Ни для кого не секрет, что секс с индивидуалками может хорошо отразиться на всех аспектах существования. На веб-ресурсе http://vladivostok.prostitutkica.com вы можете найти себе самых аппетитных индивидуалок со всего района . | Если вам приглядывается услуга окончание в рот, то высматривайте молодых женщин на этом сайте для взрослых http://prostitutkimoskvygirls.com/sex-services/okonchanie-v-rot. Многие наши индивидуалки любят, когда клиенты берут преприимчивость в свои руки и всячески над ними возносятся. Этапы проведения инвентаризации основных средств Ее контингент утверждается в приказе о начале проверки по форме ИНВ-22 главой компании. В команду проверяющих рекомендуется включать представителей бухгалтерии, экспертов по основным средствам, людей из администрации предприятия. Процедура проверки считается выполненной только при присутствии всех членов комиссии.

Яндекс.Метрика